ул. Жукова, 46а, 246036, г. Гомель
тел. 35-90-28
sovroo-sch43@sovroo.gorodgomel.by
«Шаг навстречу друг другу тех, кто учит, и тех, кто учится»
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи
|
Постановление Министерства образования Республики Беларусь Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (далее – Концепция), базируясь на идеях гуманистического, аксиологического, системного, компетентностного, деятельностного, культурологического, личностно-ориентированного подходов, а также руководствуясь принципами системности, непрерывности и преемственности образовательной деятельности, определяет сущность и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Концепция закрепляет следующие приоритеты воспитания в учреждениях образования: последовательное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина.
Воспитание – целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося. Воспитание отражает интересы личности, общества и государства.
Его назначение состоит в обеспечении успешной социализации личности в современном обществе, подготовке к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; в содействии саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; культуры безопасности жизнедеятельности; овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для актуализации предприимчивости, инициативы, успешного саморазвития и самореализации личности.
осуществление воспитания на уровне, обеспечивающем его высокое качество (эффективность /результативность); соответствие содержания, форм и методов воспитания его целям и задачам; системность и единство педагогических требований; реализация концептуальных подходов к воспитанию; создание условий для развития творческих способностей детей и учащейся молодежи, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуально-личностных, гендерных особенностей детей и учащейся молодежи, их здоровья, потребностей и интересов; профилактика противоправного и небезопасного поведения, зависимостей, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка органов самоуправления, детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив; включение вопросов воспитания в содержание дополнительного образования педагогических работников всех уровней системы образования.
идеологическое воспитание определяется приоритетами развития белорусского общества и является основой всего содержания воспитания, представляет собой неотъемлемый элемент всех направлений воспитания, направленных на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, сознательно участвующей в социальной жизни общества личности, способной на адекватное отношение к происходящему в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание себя, своего места в обществе; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности; гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры; духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры; поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.; экономическое воспитание; воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни; эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; воспитание психологической культуры, направленной на развитие и саморазвитие личности; воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование; экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры личности; семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору; воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
Особенности развития личности: развитие эмоциональной саморегуляции; возникновение нравственной саморегуляции поведения; становление личностных качеств; проявление моральных качеств формирующейся личности; появление социальных мотивов и проявление интереса к традициям белорусского народа, стремления к самоутверждению; зарождение потребности в достижении успехов; появление самосознания в форме самооценки, творческого отношения к окружающей действительности, стремления создавать что-то новое; активное развитие речи. Ведущие виды деятельности – общение, предметная и игровая. Особенности процесса воспитания: формирование самосознания в процессе ведущих видов деятельности; усвоение нравственного опыта взрослых в процессе общения, наблюдения и подражания; формирование оценочного отношения к себе и окружающим; появление и закрепление новых мотивов деятельности и интересов в сюжетно-ролевых играх; освоение основных бытовых умений, навыков самообслуживания; формирование представлений о культуре безопасности жизнедеятельности; получение первоначальных представлений о труде взрослых, профессиях, о личностных качествах людей разных профессиях; становление характера в играх, межличностном общении и домашнем труде, потребности заботиться о близких; сочетание в воспитании национального и общечеловеческого на основе народной педагогики, приобщение к народным традициям в процессе их изучения, участия в национальных праздниках; реализация принципа взаимодействия семейного и общественного воспитания. Учет и предоставление возможностей для реализации запросов законных представителей несовершеннолетних на дополнительное образование детей и молодежи.
Особенности развития личности: закрепление мотива достижения успехов как устойчивого личностного свойства; усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности; формирование самооценки и уровня притязаний; осознание своих способностей; формирование трудолюбия; появление значимых социальных мотивов, удовлетворяемых в общении со взрослыми и сверстниками; расширение и углубление знаний, совершенствование умений и навыков. Проявление интереса и уважения к традициям белорусского народа. Ведущие виды деятельности: учебная, игровая, трудовая, досуговая. Особенности процесса воспитания: формирование личностных качеств в процессе ведущих видов деятельности; расширение представлений о культуре безопасности жизнедеятельности; расширение представлений о мире профессий, формирование интереса к определенным профессиям и к трудовой деятельности; формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества; закрепление мотивов достижения успехов; становление самооценки; стремление к самоактуализации в стимулируемых взрослыми видах деятельности; рост влияния взаимоотношений со сверстниками; возрастание влияния взаимоотношений со сверстниками; сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры; приобщение к изучению культуры и традиций белорусского народа. Вовлечение в объединения по интересам.
Особенности развития личности: возникновение внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть взрослым; становление волевых качеств личности; развитие деловитости и организаторских способностей; повышение познавательной и творческой активности; появление новых мотивов учения; формирование системы личностных ценностей, определяющих содержание деятельности и общения; дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях; формирование основ нравственной и гражданской культуры, социальных установок по отношению к себе, людям, обществу; проявление уважения к культуре и традициям белорусского народа; формирование профессиональной ориентации. Главными мотивами личностного роста становятся самопознание, самовыражение и самоутверждение. Ведущие виды деятельности: учебная, трудовая, общественная, досуговая. Особенности процесса воспитания: поощрение участия в органах ученического самоуправления, становление нравственных и волевых качеств личности; закрепление первичной профессиональной ориентации в объединениях по интересам; самовоспитание и формирование силы воли; стремление к самостоятельному решению проблем, развитие представлений о культуре безопасности жизнедеятельности; Основы нравственности и культуры формируются в учебной и внеучебной деятельности, в процессе участия в жизни ученического коллектива. Раскрытие нравственной основы выбора жизненного пути, знакомство с конкретными видами трудовой деятельности. Начало построения позитивных жизненных и будущих профессиональных планов. Формирование профессиональных интересов и готовности к выбору профессии. Сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры; приобщение к изучению культуры и традиций белорусского народа. Содействие в формировании жизненных целей и ценностей, ролевых форм поведения через общение со взрослыми и сверстниками. Стимулирование деятельности объединений по интересам. Учет влияния СМИ, интернета, молодежных субкультур.
Особенности развития личности: становление мировоззрения, нравственного самосознания, социальных, политических, религиозных, культурных и других убеждений; начало практической реализации серьезных жизненных планов; оформление морально-нравственных принципов; профессиональное и личное самоопределение; завершение формирования системы позитивных социальных установок; повышенное внимание к внутреннему миру человека; возникновение избирательных эмоциональных отношений между девушками и юношами; проявление уважение к культуре и традициям белорусского народа, а также культуре других народов. Особенности процесса воспитания: создание педагогических условий для личностного самосовершенствования, нравственного самосовершенствования, формирование мировоззренческих представлений (социальный опыт), начальной профессиональной подготовки и профессиональных проб; повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности; развитие ученического самоуправления, общественной активности и ответственности обучающихся за поведение и учебную деятельность. Сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры; приобщение к изучению культуры и традиций белорусского народа; активное вовлечение в сохранение и развитие самобытности национальной культуры. Предоставление возможностей для творческой и профессиональной самореализации в объединениях по интересам. Учет влияния СМИ, интернета, молодежных субкультур.
Особенности развития личности: формирование целостной мировоззренческой позиции, Я-концепции личности, стремление к поиску возможностей для саморазвития, полноценной самореализации; профессиональное и личное самоопределение; расширение системы ценностей; появление позиции взрослого; осознание своего назначения и места в жизни; понимание себя и своих возможностей; самоуважение, внимание к своему внешнему виду; реализация себя в социуме, труде, семье; стремление к практической профессиональной деятельности; проявление уважение к культуре и традициям белорусского народа, а также культуре других народов. Особенности процесса воспитания: построение отношений между участниками образовательного процесса на основе партнерства и сотрудничества; развитие активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры; реализация гражданских прав и обязанностей обучающихся; создание и развитие студенческого самоуправления; развитие профессиональных трудовых умений и навыков, формирование и развитие профессионально значимых компетенций, способности к профессиональной самореализации и готовности к эффективной трудовой деятельности; повышение культуры безопасности жизнедеятельности; раскрытие широких возможностей для саморазвития, самореализации, жизненного самоопределения и успешности каждого молодого человека. Раскрытие потенциала молодежи, поощрение личных конструктивных инициатив молодых людей в значимых сферах жизнедеятельности; активное вовлечение в сохранение и развитие самобытности национальной культуры. Сочетание в воспитании национального и общечеловеческого в ходе изучения национальных традиций, фольклора, лучших образцов национальной культуры; приобщение к изучению культуры и традиций белорусского народа, а также культуры народов мира. Предоставление возможностей для творческой самореализации в объединениях по интересам. ГЛАВА 2 Идеологическое воспитание
Идеологическое воспитание осуществляется в ходе образовательного процесса, затрагивает повседневную внеучебную и досуговую деятельность. Профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогических работников. Последовательное усвоение обучающимися основ научных знаний, прежде всего с предметами социально-гуманитарного блока или социально-гуманитарных дисциплин, является предпосылкой присвоения ими гуманистических ценностей, формирования научного мировоззрения, волевых качеств, культуры поведения и деятельности. Поэтапное становление идеологической убежденности личности, включающее овладение знаниями, принятие и формирование ценностей и убеждений, сознательное участие в общественно-значимой деятельности белорусского общества и государства.
ознакомление обучающихся с основами политических знаний, выработка политических ценностей и идеалов в контексте идеологии белорусского государства; изучение истории, обычаев и традиций белорусского народа и народов других стран; формирование у обучающихся умения жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму; разнообразие организационных форм воспитания; вовлечение обучающихся в социально и общественно значимую деятельность; педагогическая поддержка социальных инициатив.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Формирование начальных представлений об институтах государственной власти. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Расширение представлений обучающихся о символах государства, институтах государственной власти. Интерес к участию в детских общественных объединениях, к общественно-политическим мероприятиям в учреждениях образования. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Проявление интереса к политике и накопление знаний о политических процессах в стране и мире, институтах государственной власти; формирование личностного отношения к явлениям политической жизни. Участие в деятельности детских и молодежных общественных объединений и организаций позитивной направленности, общественно значимых мероприятиях. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Систематизация знаний о политических процессах в стране и мире, институтах государственной власти. Усвоение основ политической культуры. Выработка способности противостоять чуждому идеологическому влиянию и воздействию деструктивных групп и организаций. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Становление устойчивых политических убеждений. Осознание сущности политических процессов в стране и мире.
создание в учреждениях образования информационно-образовательной среды, направленной на формирование системно-информационной картины мира и информационной компетентности обучающихся; наличие и совершенствование в учреждениях образования необходимой информационно-технической базы; наличие у педагогических работников и обучающихся знаний в области современных информационно-коммуникационных технологий; использование в воспитательном процессе ресурсов «медиаобразования» (СМИ: прессы, радио, телевидения, Интернет); системность, качественный отбор информации и адресность информационного воздействия; стимулирование активности и проявление творческой инициативы обучающихся в практической деятельности; систематическую рефлексивную оценку убучающимися результатов своей деятельности; обеспечение информационной безопасности участников образовательного процесса.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование элементарных умений и навыков получения информации, пользования информационными ресурсами. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Изучение общих принципов работы с информацией. Овладение компьютерной грамотностью, умение вычленять необходимую информацию, противостоять информации, наносящей вред духовному и физическому здоровью человека. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Овладение навыками работы с информацией в профессиональном аспекте. Участие в создании и работе средств информации учреждения образования. Умение противостоять негативным социально-психологическим воздействиям при работе с информацией. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Формирование мировоззренческих основ информационной культуры, позволяющих осознавать сущность происходящих явлений, познавать специфику распространения информации в обществе, воздействия ее на личность, осознавать роль информации в контексте культуры. Умение применять передовые достижения в области информационных технологий, средств информатизации, создавать информационный продукт. ГЛАВА 3 ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа; воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь); органам государственной власти страны; формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне; формирование нравственной, правовой и политической культуры; повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин; пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства; неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости; развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического (студенческого) самоуправления; более полная реализация воспитательного потенциала учебных дисциплин.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Приобретение первоначальных знаний о своей семье, родном крае, стране, государственных символах, известных людях. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование первичных знаний об идеологии белорусского государства, о родном крае; чувства гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых людей. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Формирование гражданских и нравственных идеалов. Участие в различных формах общественно полезной, туристско-краеведческой деятельности. Осознание гражданской ответственности как нормы общественного поведения. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Формирование гражданской зрелости и готовности к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Участие в общественной жизни учреждения образования. Осознание социальной действительности и своего положения в обществе. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Реализуется готовность исполнить свой профессиональный, гражданский и патриотический долг в различных сферах жизнедеятельности; активное вовлечение молодежи в разработку и реализацию программ и проектов развития страны; обеспечение невосприимчивости к радикальным идеологиям, политическим манипуляциям и экстремистским призывам; постоянное информирование студенческой молодежи о возможностях построения карьеры, самореализации и саморазвития в Республике Беларусь.
совершенствование системы защиты прав и интересов обучающихся, в том числе посредством действенной системы ученического (студенческого) самоуправления; организация правового просвещения педагогических работников, обучающихся и их законных представителей; профилактика противоправных действий; создание в учреждениях образования атмосферы взаимоуважения, взаимной ответственности; использование разнообразного содержания, методов, приемов и средств правового воспитания; контроль (самоконтроль) за соблюдением прав и обязанностей обучающихся; взаимодействие учреждений образования, семьи, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций, других заинтересованных в правовом воспитании обучающихся. Глава 4 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
духовно-нравственная и этическая позиция педагогических работников, законных представителей обучающихся; нравственно благоприятная среда в учреждениях образования, позитивное взаимодействие участников образовательного процесса; накопление и актуализация духовно-нравственного потенциала личности в ее деятельности и поступках обучающихся; педагогическая поддержка потребности личности в духовно-нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала; реализация духовно-нравственного потенциала личности во всех видах деятельности; опора на культурные и духовно-нравственные традиции белорусского народа, использование потенциала общественных, религиозных, детских и молодежных организаций.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Формирование основ нравственных представлений, накопление опыта нравственного поведения. Обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм: совестливость, благодарность, бескорыстие и т.д. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками и взрослыми, сотрудниками учреждения образования. Освоение нравственного отношения к природе, заботы о других, культуры ненасилия. Формирование ценностного отношения к труду. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Приобщение к гуманистическим ценностям: милосердию, дружбе, товариществу. Нравственное самосовершенствование. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Освоение системы нравственных ценностей – труд, творчество, любовь, милосердие, ответственное отношение к себе и другим – и образцов нравственного поведения. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Расширение представлений о системе нравственных ценностей как основе нравственной культуры. Реализация нравственного идеала и потенциала личности в жизненных ситуациях. Глава 5 ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
организация в учреждениях образования воспитательной среды, благоприятной поликультурной атмосферы, способствующей налаживанию межкультурного диалога; знание педагогическими работниками современной национальной и конфессиональной ситуации, современных молодежных субкультур; формирование у педагогических работников установки на позитивную обратную связь с обучающимися, независимо от их культурной принадлежности; освоение педагогическими работниками технологий формирования навыков конструктивного взаимодействия, включающих такие формы и методы работы как диалог, дискуссия, моделирование, социальное проектирование, ролевые игры и др.; организация исследовательской и проектной деятельности в области поликультурного воспитания; вовлечение обучающихся в обсуждение особенностей культурной самоидентификации, причин межкультурных конфликтов.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Осознание собственной принадлежности к культуре белорусского народа, знакомство с образцами духовной и материальной культуры своего народа, его выдающимися представителями. Формирование первоначальных представлений о многообразии народов и культур. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Изучение основ культуры своего народа. Накопление и развитие знаний о культурном и этническом многообразии. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Усвоение культуры своего народа. Знакомство с культурой и обычаями других народов. Формирование представлений о миролюбии, вере, толерантности. Формирование опыта межкультурного взаимодействия. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Формирование национального самосознания. Дальнейшее развитие ценностных ориентаций на формирование культуры межнационального и межконфессионального общения. Организация межкультурного взаимодействия. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Формирование поликультурной компетентности. Участие в международных проектах, фестивалях, конкурсах и др. Развитие межкультурного взаимодействия. Глава 6 Экономическое воспитание
формирование потребности в экономических знаниях и деятельности, развитие экономически значимых качеств личности; содействие позитивным молодежным инициативам в инновационной деятельности и предпринимательстве; создание нормативной базы, обеспечивающей регламентацию деятельности учебных структур молодежного предпринимательства.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Воспитание трудолюбия средствами игровой деятельности и обслуживающего труда; одобрение, стимулирование и поддержка достигнутых успехов. Знакомство с элементами экономической грамоты. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование у обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности основополагающих представлений об экономике, позволяющих им правильно ориентироваться в реальных хозяйственных ситуациях, непосредственно связанных со средой их обитания – семья, школа, неформальная сфера общения, местожительства. Целенаправленное развитие и поддержка таких личностных качеств, как активность, инициативность, стремление к достижениям. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Формирование базисных представлений о закономерностях развития экономики и предпринимательства, основ финансовой грамотности в ходе изучения предметных дисциплин и внеклассной работы. Знакомство с особенностями и достижениями национальной экономики. Дальнейшее последовательное развитие личностных качеств, характеризующих экономическую культуру личности. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Формирование представлений об экономике как цельной взаимосвязанной системе, побуждающих обучающихся к поиску своего места на современном рынке труда, возможности максимально реализовать свои способности и собственные силы. Раскрытие места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве, внешнеэкономической стратегии белорусского государства. Освоение знаний, умений и способов ведения социально ответственной предпринимательской деятельности. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Формирование системных основ экономического мышления, экономической культуры личности обучающегося как элементов его мировоззренческой позиции. Содействие в профессиональном самоопределении обучающихся с позиций экономической целесообразности и личностно-профессиональной готовности к успешной самореализации. Актуализация гражданской позиции и патриотизма, чувства социальной ответственности за результаты профессиональной, в том числе, предпринимательской деятельности.
обеспечение организации безопасности жизнедеятельности обучающихся; организация межведомственного сотрудничества на республиканском, региональном и местном уровнях; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, созданных для выполнения задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций; практическая деятельность обучающихся по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Формирование умений и навыков безопасности жизнедеятельности в быту, природной и социальной среде на основе сочетания различных видов игровой деятельности. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Выработка навыков безопасного поведения дома, в учреждении образования, на улице, в общественных местах, на водоемах, действий в случае возникновения пожара, других опасных и чрезвычайных ситуациях. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Формирование опыта социального взаимодействия и ответственного поведения во всех видах деятельности. Ознакомление с основами действий в экстремальных ситуациях. Участие в деятельности общественных организаций, созданных для выполнения задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Систематизация знаний в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Освоение основ использования технических средств противопожарной защиты и первичных средств пожаротушения, навыков правильных действий в случае возникновения опасной или чрезвычайной ситуации. Профориентация обучающихся на специальности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Формирование умений и навыков безопасности жизнедеятельности, необходимых в повседневной жизни, а также связанных с конкретной профессиональной деятельностью.
сотрудничество учреждений образования с семьей, учреждениями, подведомственными Министерствам здравоохранения, спорта и туризма Республики Беларусь, другими заинтересованными; формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и его пропаганда. Педагогический коллектив как эталон здорового образа жизни; внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс; формирование антинаркотического барьера через систему профилактических занятий, включающих организацию социальной среды (свободного от психоактивных веществ образовательного и воспитательного пространства), информирование, активизацию личностных ресурсов обучающихся, организацию деятельности, альтернативной зависимому поведению; формирование самосохранительного поведения и стиля жизни молодежи; систематические занятия обучающихся физической культурой, спортом и туризмом; организация воспитания в процессе оздоровительного отдыха.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Формирование навыков личной гигиены, приобщение к занятиям физической культурой. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование представлений об основных способах и методах сохранения и укрепления здоровья. Занятия в спортивных кружках и секциях. Участие в спортивных соревнованиях и праздниках, формирование культуры здорового питания. Формирование знаний о путях и условиях сохранения здорового и позитивного образа жизни и укрепления собственных потенциалов как психологической устойчивости личности к зависимым формам поведения (употреблению алкоголя, табачных изделий (в том числе спайсов, электронных сигарет) и наркотических веществ). Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Освоение основных способов и методов сохранения и укрепления здоровья. Занятия в спортивных объединениях по интересам и секциях с учетом особенностей растущего организма. Формирование антинаркотического барьера как ценностного отношения к себе и своей жизни на уровне самоуважения и принятия себя, адекватных эмоциональных реакций на окружающих людей, ориентации на свободу от неблагоприятных эмоциональных состояний. Формирование системы умений и навыков, определяющих уверенность в себе и свободу от зависимости, выбор путей оптимальной организации жизненного пространства, способов и условий избавления от вредных и приобретения полезных привычек в рамках подхода «равный обучает равного». Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Осознание важности сохранения физического и психического здоровья для полноценной и качественной жизни. Формирование положительных установок на здоровый образ жизни. Совершенствование физических умений и навыков. Профессиональный выбор в сфере физической культуры и спорта. Умение сохранять здоровье в процессе профессиональной деятельности. Формирование антинаркотического барьера как системы ориентаций на высокие ценностно-смысловые и нравственно-духовные ценности жизни; развитие умений и навыков снятия страхов, симптомов тревожности, неуверенности и зависимости, овладения самоанализом и самоуправлением. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Выбор и реализация приемлемых для личности здоровьесберегающих стратегий поведения. Активизация антинаркотического барьера через развитие стрессоустойчивости как умения конструктивно реагировать на стрессовую ситуацию и справляться с ней; позитивного мышления как умения выбирать из арсенала поведенческих реакций оптимальные способы взаимодействия с окружающими. Осознание важности сохранения репродуктивного здоровья для создания полноценной семьи. Глава 8
сочетание различных форм, методов и средств формирования у обучающихся экологической культуры; практическая деятельность обучающихся по охране природы; взаимодействие учреждений образования с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, научными учреждениями и общественными организациями и объединениями, субъектами природоохранной деятельности.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Овладение первоначальными знаниями о природе, о взаимосвязи человека с окружающей природной средой. Формирование гуманного отношения к природе, представления об уникальности каждого живого существа. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Накопление и развитие знаний об окружающем мире, становление научно-познавательного и эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Использование знаний экологического характера, формирование опыта социального взаимодействия и ответственного отношения к окружающей природной среде во всех видах деятельности. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Систематизация знаний об экологических проблемах общества. Дальнейшее развитие ценностных ориентаций, определяющих отношение к природе. Реализация экологических знаний в общественно полезной деятельности и профессиональной подготовке. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Формирование знаний о воздействии производства на природную и социальную среду и научных основах ее охраны. Осознание последствий такого воздействия. Формирование экологической компетентности как составной части профессиональной подготовки. Глава 9 ТРУДОВОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
оптимальное сочетание различных видов трудовой деятельности обучающегося (в семье, социуме, учреждении образования, на производстве); развитие трудовой активности в процессе организации общественно полезного труда; сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм трудовой деятельности; обеспечение соответствия содержания и качества трудового воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; развитие творческого подхода к профессиональной деятельности; взаимодействие учреждений образования с учреждениями производственной, социокультурной сферы.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Трудовая деятельность связана с освоением основных бытовых умений и навыков, проявлением активности в быту, самообслуживании, уходе за растениями и животными, заботе о близких. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование стремления трудиться в коллективе; бережного отношения к материальным ценностям (вещам). Формирование ответственного отношения к учебе как основному виду деятельности. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Формирование творческого отношения к труду. Самоутверждение в процессе трудовой деятельности, создание общественно полезных продуктов. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Профессиональное самоопределение. Формирование профессиональных трудовых умений. Развитие мотивации (потребности, интереса, чувства долга, ответственности) и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Профессиональное обучение и формирование профессиональной культуры личности. Теоретическая и практическая подготовка к будущей профессиональной деятельности. Преодоление иждивенчества. Реализация стратегии «образование через всю жизнь», формирование востребованных жизнью компетенций, создания оптимальных условий для профессионального развития и повышения конкурентоспособности, мобильности молодежи на рынке труда.
непрерывный характер учебной деятельности; создание обучающимися интеллектуального продукта; педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации; развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Развитие речи и сенсомоторного интеллекта. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование и развитие познавательных интересов. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Ведущей является учебно-познавательная деятельность. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Возрастание роли самообразования и самовоспитания; развитие интеллектуальной культуры личности в процессе профессиональной деятельности. Включение в проектно-исследовательскую деятельность. Развитие у обучающихся способности к профессиональному самосовершенствованию. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Участие в научно-исследовательской работе. Устойчивая потребность постоянного обновления фонда имеющихся знаний, гибкость ума, умение усваивать новую информацию, используя ее для принятия решений; готовность и способность к самообразованию и самовоспитанию в течение всей жизни.
направленность образования на решение задач профессионального самоопределения и воспитания; профессиональная ориентация обучающихся (построение позитивных жизненных и профессиональных планов и др.); создание ситуации выбора на каждом этапе предпрофессионального и профессионального образования обучающихся; дифференциация целей, задач и содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей обучающихся; обеспечение взаимодействия в процессе профессионального становления обучающихся учреждений образования с семьей, производственными, сельскохозяйственными подшефными и другими предприятиями и организациями; популяризация профессиональных достижений обучающихся; развитие информационного обеспечения профессиональной ориентации учащейся молодежи.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Получение первоначальных представлений о профессиях. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Проявление интереса к определенным профессиям. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Формирование профессиональных интересов и готовности к выбору профессии. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Начальная профессиональная подготовка. Профессиональные пробы. Формирование устойчивых профессиональных интересов, намерений и перспектив. Адаптация к учебно-профессиональной среде. Формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры. Осознание значимости избранной профессии, воспитание ответственного отношения к овладению основами профессионального мастерства. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Развитие профессиональных трудовых умений и навыков. Первичная профессиональная адаптация, формирование и развитие профессионально значимых компетенций. Получение профессии, профессиональная компетентность, совершенствование профессиональных трудовых умений и навыков. Формирование способности к профессиональной самореализации и готовности к эффективной трудовой деятельности. Глава 10 ВОСПИТАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВИТИИ И САМОРАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
создание гуманной воспитывающей среды и образовательного пространства, направленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и эмоционально- ценностной сферы личности; эффективное психологическое сопровождение и освоение социально-психологических компетенций в образовательном процессе, формирование индивидуально-психологических качеств личности; психологическое просвещение и диагностика, способствующие самопознанию и саморазвитию; скоординированное взаимодействие организаторов образовательного процесса, содействующее личностному, социальному и профессиональному развитию и саморазвитию обучающихся.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Формирование психических свойств, обеспечивающих развитие познавательной активности и основных психических процессов. Создание предпосылок для формирования мотивации учения и психологической готовности ребенка к получению общего среднего образования; формирование эмоциональной, волевой, познавательной готовности и произвольных форм поведения для успешного включения в образовательный процесс. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Развитие сферы представлений о себе, как о личности; стимулирование учебной мотивации и развитие готовности ребенка к систематическому обучению, формирование познавательных и учебных интересов; расширение социальных представлений и ценностей, развитие творческих способностей. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Пополнение психологических знаний и психологического опыта; личностное и ценностно-смысловое самоопределение и саморазвитие, преодоление кризиса подросткового возраста и проблем социализации, формирование жизненных навыков, построение конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Освоение базовых компонентов психологической культуры, профессиональная ориентация с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся и требований профессии, понимание обучающимися временной перспективы, построение жизненных и профессиональных планов, развитие социальной компетентности, становление нравственного самосознания, формирование профессионально-психологической культуры и культуры труда. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Развитие самосознания, выработка целостной мировоззренческой позиции, активизация личностного самоопределения, определение жизненного пути, проектирование себя в профессии, социально-профессиональная адаптации и самоорганизация жизнедеятельности.
фасилитация стремлений ребенка, ориентированных на саморазвитие, стимулирование личности к освоению изменяющейся действительности и собственному развитию; переход от педагогического проектирования личности ребенка к самопроектированию; самооценивание своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым, усложненным действиям и поступкам; участие обучающихся в волонтерской и иной социально значимой деятельности; расширение представлений о себе, формирование адекватной оценки себя и других; проектирование целей и средств достижения желаемого будущего.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Познание себя, формирование образа «Я», формирование социальных мотивов в игровой деятельности, стремление к получению одобрения со стороны окружающих людей. Развитие мотивации достижения успехов. Появление самооценки отдельных личностных качеств. Расширение коммуникативной сферы. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование самооценки и уровня притязаний. Развитие эмоционально-волевой сферы, мотивированного отношения к себе и окружающим, к событиям. Образцом для подражания становится взрослый, чаще всего учитель. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Развитие и дифференциация самооценки. Развитие познавательной мотивации, мотивов общения. Формирование системы личностных ценностей, проявляется стремление к самопознанию, самоутверждению, особенно в среде сверстников. Формируется отношение к себе как к личности. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Развитие представлений о себе и других людях, формирование потребности оценить личностный потенциал, отношения к своим сильным и слабым сторонам, способности к саморегуляции эмоциональной, волевой, поведенческой, коммуникативной сферы. Расширение системы ценностей. Проявление интереса к другим. Развитие способности изменять собственное жизненное пространство и управлять им в соответствии с поставленными целями. Профессиональное и личностное самоопределение. Реализация в профессиональной, социальной сферах. Развитие самосознания и открытие своего внутреннего мира. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Расширение опыта самоисследования, усложнение и углубление процессов самосознания, выработка методов и приемов саморазвития. Становление мировоззрения, осознание своего места в жизни, своих особенностей и возможностей. Формирование собственной системы взглядов на себя и мир, жизненной позиции. Проявление внутренней позиции взрослого. Понимание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, установка на сознательное построение собственной жизни. Личностное и профессиональное саморазвитие. Глава 11 СЕМЕЙНОЕ И ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
признание непреходящей ценности семьи для человека от рождения до смерти; формирование позиции ответственного родительства и супружества; организация подготовки обучающихся к семейной жизни в условиях учреждений образования: реализация учебных программ факультативных занятий, проведение совместных мероприятий учреждений образования с семьей; социально-педагогическая и психологическая поддержка семьи; популяризация идеи многодетной семьи как общественно признанного и одобряемого института современного общества; интеграция усилий семьи, учреждений образования и других субъектов образовательного пространства для формирования в обществе положительного отношения к институту семьи.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Формирование первоначальных представлений о семье, близких людях, их взаимоотношениях, воспроизведение поведения, чувств, переживаний близких. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Осознание ролевых и межличностных отношений между членами семьи. Приобретение элементарных умений и навыков ведения домашнего хозяйства, бюджета, ухода за маленькими детьми, больными, престарелыми родственниками. Воспитание уважения к родителям и старшему поколению. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Стремление к установлению доверительных отношений с родителями. Повышенное внимание к проблемам будущей семейной жизни, взаимоотношениям между членами семьи, дружбе, любви, верности. Осознание роли семьи в воспитании детей. Проявление уважительного отношения к членам семьи, заботы о старшем поколении. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Ценностное отношение к институту брака и семьи. Знания о важнейших сторонах жизни современной семьи, закономерностях её создания и развития. Окончательное формирование представлений о добрачных отношениях, супружеской верности и ответственности, обязанностях по воспитанию детей. Понимание сути ответственного родительства и супружества. Проявление уважительного и бережного отношения к членам семьи старшего поколения. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Ориентация на создание крепкой семьи, рождение и воспитание детей. Уважение традиций и поддержка преемственности поколений в семье. Формирование собственных семейных традиций.
интеграция усилий семьи, работников системы образования, здравоохранения и других заинтересованных в формировании гендерной культуры обучающихся; повышение уровня гендерной культуры педагогических работников и родителей или законных представителей обучающихся, ориентация на гуманистические методы педагогического взаимодействия; создание возможностей для наблюдения и реализации гендерных ролей в повседневной жизни детям из неполных семей, детям-сиротам.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Основы представлений о гендерных различиях, формирование гендерно типичной среды посредством выбора одежды, прически, игрушек, игр, круга общения, детской литературы. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Осознание базовых признаков и социальных норм мужественности и женственности. Особое внимание уделяется ролевым моделям своего пола, отмечается стремление ребенка быть лучшим мальчиком или девочкой. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Интенсивность гендерного познания, освоение и реализация соответствующих ролей и стереотипов. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Выстраивание собственного гендерного профиля личности, критическое отношение к гендерным стереотипам и проявлениям дискриминации по половому признаку, стремление к достижению взаимопонимания с представителями обоего пола. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Закрепление отношения личности к любви и браку, рождению и воспитанию детей, формирование ответственного отношения к объекту любви. Глава 12 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
реализация эстетических потребностей личности в эстетизации среды жизнедеятельности; соблюдение единства эстетического и нравственного воспитания; эстетика общения: красота поступка, речи, уважение достоинства личности, культура выражения чувств; формирование ценностного отношения к художественному творчеству, традициям своей страны; стремления к их освоению и сохранению.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Формирование элементов эстетического отношения к окружающему миру через самовыражение в художественном творчестве. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Развитие фантазии и образного мышления обучающихся средствами различных видов искусства. Освоение языка искусства через практическую творческую деятельность. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Пополнение знаний для полноценного восприятия искусства. Развитие эмоциональной сферы, творческого потенциала средствами искусства. Формирование эстетического отношения к окружающей природной и социальной среде. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Формирование эстетического компонента мировоззрения; развитие эмоционально-чувственной сферы, навыков восприятия эстетики бытия на осознанном уровне; формирование умения дать эстетическую оценку личностным проявлениям, произведениям искусства. Формирование эстетического отношения к профессиональной деятельности. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Формирование у молодых людей убеждений в том, что они являются субъектами и творцами собственной жизни, национальной культуры, созидателями красоты в мире; формирование эстетического отношения к выбранной профессии; воспитание потребности в культурно организованном досуге; создание условий для осознания молодыми людьми значимости эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию. Глава 13 ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЫТА И ДОСУГА
организация воспитательной среды, способствующей формированию культуры быта; подготовка обучающихся в учреждениях образования к занятиям бытовым трудом; максимальное вовлечение обучающихся в различные виды деятельности, способствующей формированию культуры быта с учетом их интересов, способностей и потребностей; интеграция усилий семьи и учреждений образования по формированию культуры быта детей и учащейся молодежи.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Формирование у детей первичных представления о личной и общественной значимости хозяйственно-бытового труда, умений выполнять правила личной гигиены, содержать свою комнату, вещи, игрушки в порядке, совместно со взрослыми готовить несложные блюда; сервировать стол, участвовать в уборке участка в соответствии с сезоном; в уходе за растениями и животными и др. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Приобретение умений и навыков ведения домашнего хозяйства, выполнения ежедневных хозяйственно-бытовых обязанностей, правил личной гигиены, оказание помощи взрослым по уходу за маленькими детьми, престарелыми родственниками, животными. Формирование бережного отношения к предметам быта. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Формирование осознанной потребности в выполнении ежедневных хозяйственно-бытовых обязанностей, умений вести домашнее хозяйство, совместно с родителями планировать семейный бюджет, эстетически, комфортно и удобно организовать быт, следить за своим внешним видом, комфортом и безопасностью жилища. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Выработка комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих рационально вести домашнее хозяйство, самостоятельно планировать семейный бюджет, ответственно выполнять и распределять ежедневные хозяйственно-бытовые обязанности, ухаживать за маленькими детьми, больными, престарелыми родственниками, эстетически, комфортно и удобно организовать быт, качественно выполнять минимум ремонтных работ, необходимых в быту. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Осознание социальной значимости совершенствования личностью культуры быта, формирование специальных умений и навыков, позволяющих рационально вести домашнее хозяйство, семейный бюджет, ухаживать за собой, своей одеждой, предметами интерьера, эстетически, комфортно и безопасно оформлять среду бытовой жизнедеятельности.
Уровень культуры досуга определяется степенью реализации социокультурного потенциала личности в досуговой деятельности и совокупностью приобретенных навыков рационального и содержательного проведения свободного времени.
воспитательная направленность культурных мероприятий, формирование позитивной досуговой среды; совершенствование организационных форм досуга, создание условий для творческого развития обучающихся в свободное время; максимальное вовлечение обучающихся в различные виды досуговой деятельности с учетом их потребностей, интересов, способностей; развитие форм семейного досуга; создание условий для формирования и развития самостоятельности, инициативы обучающихся в сфере досуга; поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений, органов ученического и студенческого самоуправления, волонтерского движения; совершенствование материально-технической базы и развитие инфраструктуры досуга.
Воспитанники учреждений дошкольного образования. Приглашение к участию в организованных формах культурной деятельности. Предложение моделей и образцов социокультурного поведения. Учет формирующих возможностей семейного досуга. Обучающиеся на I ступени общего среднего образования. Формирование личностных качеств, способствующих рациональному и содержательному проведению свободного времени, расширение спектра культурной деятельности. Обучающиеся на II ступени общего среднего образования. Формирование осознанной потребности участия в социально одобряемой культурной деятельности. Формирование установок на активный досуг позитивной направленности. Преобладание в организации свободного времени поисковой, творческой активности. Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Выработка индивидуального стиля досуга, приобретение опыта организации свободного времени, формирование ответственного отношения к выбору содержания и форм проведения свободного времени, непринятия проявлений асоциального досуга. Обучающиеся в учреждениях высшего образования. Формирование и развитие умений направлять свою досуговую деятельность на достижение личностно и общественно значимых целей. |
Информация о проведении |
Интернет-портал Президента Республики Беларусь | Национальный правовой интернет-портал | | Гомельский городской исполнительный комитет | |||||||
| Управление образования Гомельского городского исполнительного комитета |
БЕЛАРУСЬ БИБЛИОТЕЧНАЯ |