Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
«Средняя школа № 43 г. Гомеля»

ул. Жукова, 46а, 246036, г. Гомель
тел. 35-90-28
sovroo-sch43@sovroo.gorodgomel.by

Поиск информации
Фотогалерея

Обратная связь
Если у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись формой обратной связи

«Шаг навстречу друг другу тех, кто учит, и тех, кто учится»


Пособие по профилактике наркопотребления для учащихся (скачать) 

Тренинг "Профилактика подростковой наркозависимости"

Цель: формирование у подростков представления о пагубном влиянии ПАВ, потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.
Время: 45 минут.
Участники: 7-9 класс.
Ход занятия:
Здравствуйте! Сегодня на занятии мы с вами пообщаемся на тему наркотиков, почему их употребление вредно, а также познакомимся с приемами отказа на нежелательнее предложения. Ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И хочется надеяться, что оно будет правильным.
Упражнение «Знакомство»
Цель: знакомство участников занятия, самораскрытие.
Время: 5 минут.
Описание упражнения. Все участники называют свое имя и прилагательное, которое характеризует качество личности. Для большей динамичности, участникам предлагается назвать прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и их имя.
Рефлексия:
легко ли было выполнить данное упражнение?
у кого был самый необычный выбор прилагательного?
Упражнение «Люди и вампиры»
Цель: активизация внимания, подготовка к работе.
Время: 10 минут.
Описание упражнения. По считалке или другим случайным образом 2-4 человека из группы назначаются «вампирами». Затем ведущий объясняет правила игры. «Вампиры» должны взяться за руки цепочкой. Их задача –замыкать цепочку в кольцо вокруг других игроков («людей»). Когда кто-нибудь из «людей» оказывается в кольце «вампиров», он сам становится «вампиром» и присоединяется к охоте на других «людей». Задача игроков – остаться «людьми». Если в начале игры «людей» слишком мало и есть опасность, что все они быстро превратятся в «вампиров», можно добавить в игру 2-3 чеснока (вместо чеснока можно использовать теннисные мячи или мягкие предметы) и объяснить, что «вампиры» должны убегать от того, у кого в руках чеснок (по легенде, вампиры боятся чеснока). «Люди» могут перебрасывать чеснок друг другу в трудной ситуации.
Рефлексия:
помогло ли вам взбодриться данное упражнение?
Дискуссия «Что такое наркотики и психоактивные вещества»
Цель: повышение информационной осознанности о проблеме наркотиков и психоактивных веществ.
Время: 10 минут.
Описание упражнения. Следует сосредоточить внимание класса не на перечислении наркотиков, а на описании их общих свойств: способности изменять настроение, вызывать зависимость, приносить вред здоровью, противозаконности и т.д. Правильные ответы учеников лучше записывать на доске, чтобы они были хорошо видны всем: «Наркотики – вещества, оказывающие особое специфическое воздействие на мозг, отличающееся потенциалом зависимости. Наркотики отвечают трем критериям: социальный, юридический и медицинский». Ведущий: «Теперь совершенно ясно, что наркотики обладают различными свойствами».
Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества». Специальные международные и национальные организации составляют официальные перечни наркотиков. На международном уровне перечни наркотиков содержатся в специальных конвенциях ООН, в Республике Беларусь все наркотические средства и психоактивные вещества включены в перечень, утвержденный правительством.
Ведущий: «Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень наркотиков. А вот алкоголь и табак не внесены. Чем же тогда они являются? Их называют «психоактивные вещества». Это такие вещества, после приема которых, меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя».
Кроме алкоголя и табака существуют еще и специальные медицинские лекарства: успокаивающие, обезболивающие, повышающие настроение (антидепрессанты) и др. Наконец, некоторые подростки вдыхают пары клея «Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и производятся вовсе не для этих целей). Клей «Момент», бензин и растворители также относятся к токсическим веществам.
Рефлексия:
узнали вы что-то новое о наркотических веществах?
была ли новая информация полезной для вас?
Обсуждениие «Что заставляет ребят пробовать наркотики и другие психоактивные вещества?»
Цель: повышение осознанности в проблеме потребления наркотических и психоактивных веществ.
Время: 10 минут.
Описание упражнения. Какие причины могут подталкивать ребят попробовать наркотики или другие психоактивные вещества? Давайте попробуем представить их себе.
На дискуссию по этим вопросам не следует затрачивать много времени, достаточно лишь быстро опросить учеников. Если никто из них не захочет ничего говорить, можно сразу же переходить к формулировке причин:
некоторым интересно, какие при этом возникают ощущения;
другие хотят быть похожи на старших;
кто-то не хочет курить, но отказаться в компании неудобно;
может быть, кто-нибудь хочет понравиться тем друзьям, кто уже курит или выпивает;
некоторые это делают назло своим близким - из-за обиды или просто, чтобы показать свою независимость;
крайне редко, практически в единичных случаях, ребята принимают психоактивные вещества, надеясь, что они дадут облегчение в горе, в обиде.
На самом деле в этом последнем случае алкоголь или наркотики дают только временное облегчение, оно быстро проходит, и тогда приходится выбирать – или продолжать употреблять их, рискуя стать зависимым, или терпеть душевную боль, пережить ее и стать сильнее. Могут быть и некоторые другие причины, но перечисленные встречаются чаще всего.
В общем, причины разные, однако все время выпивать или курить в одиночку, как правило, никто не имеет желания и даже не думает об этом. Но как-то само собой получается, что, собравшись все вместе, люди решают выпить или закурить.
Употребление наркотиков вначале тоже происходит похожим образом. Большинство людей понимают, что это опасно, и избегают их, однако в компании, когда друзья употребляют, велик соблазн попробовать. Следует помнить: употребление наркотиков - это табу. Сделав это, вы преступаете закон. И беда в том, что это быстро превращается в привычку, а потом – в зависимость от наркотиков.
Несмотря на то, что в компании может быть весело, модно и даже престижно выпить или закурить, тем не менее, как вы знаете, это вредно и опасно. От табака, от алкоголя также наступит зависимость. Единственный способ не стать зависимым от психоактивных веществ - не принимать их ни в каких ситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших ребят, перед которыми не хочется выглядеть «хилым».
Рефлексия:
узнали вы что-то новое о наркотических веществах?
была ли новая информация полезной для вас?
Упражнение «Отработка отказа от нежелательного действия»
Цель:  знакомство с приемами, алгоритмом и видами отказа.
Время: 10 минут.
Описание упражнения. Понятно, что в реальной жизни не так-то просто принять решение. Сказать «да» – может означать сделать хуже себе. Сказать «нет» - чувствовать себя виноватым, быть высмеянным и потерять друзей. Так как же сказать «нет» не потеряв друзей? Давайте познакомимся с приемами отказа:
Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
«Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на танцы или еще что-нибудь придумать)
«Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз...
«Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, «поймают», «случится белая горячка», «заболеем гепатитом» и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь «страшные последствия» самому (например, «зубы посинеют», «оглохнем» и т.д.).
Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
Для этого существует множество алгоритмов:
Отказ  (Говорите «Нет, спасибо», «Нет, нет, нет», «Нет, я ухожу», «Нет, не могу», «Нет, мне не нужны деньги») + аргумент («Нет, спасибо, от вина (наркотиков) люди перестают соображать и совершают глупые поступки», «Нет, сейчас это не модно», «Нет, спасибо мне сейчас нужно идти на тренировку», «Нет, спасибо, от вина у меня болит голова» и т.д.) + встречное предложение («Нет, спасибо, сейчас это не модно, давай лучше поиграем в футбол», «Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый фильм» и т.д.)
Примеры отказа:
Отказ-соглашение: «…спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».
Отказ-обещание: «Пойдём завтра в кино», - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике»
Отказ-альтернатива: «Пойдём завтра в спортзал», - «Давай лучше погуляем по посёлку»
Отказ-отрицание: «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды»
Отказ-конфликт: «Ещё чего! Сам топай!»
А сейчас, давайте попробуем потренироваться в отработке навыков отказа и противостояния групповому давлению.
Рефлексия:
будете ли вы пользоваться данными приемами?
была ли новая информация полезной для вас?
Подведение итогов
Ребята, спасибо за вашу работу сегодня. Уверен, что вы стали более грамотными в вопросах наркотиков и психоактивных веществ, а также научились отказывать в случаях, когда вам предлагают попробовать подобные вещества. Что вы вынесли для себя из этого занятия? С каким настроением вы уходите?



Тренинг "Профилактика подростковой наркозависимости"


Цель: формирование у подростков представления о пагубном влиянии ПАВ, потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье, негативного отношения к вредным привычкам.

Время: 45 минут.

Участники: 7-9 класс.


Ход занятия:

Здравствуйте! Сегодня на занятии мы с вами пообщаемся на тему наркотиков, почему их употребление вредно, а также познакомимся с приемами отказа на нежелательнее предложения. Ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И хочется надеяться, что оно будет правильным.


Упражнение «Знакомство»

Цель: знакомство участников занятия, самораскрытие.

Время: 5 минут.

Описание упражнения. Все участники называют свое имя и прилагательное, которое характеризует качество личности. Для большей динамичности, участникам предлагается назвать прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и их имя.

Рефлексия:

легко ли было выполнить данное упражнение?

у кого был самый необычный выбор прилагательного?


Упражнение «Люди и вампиры»

Цель: активизация внимания, подготовка к работе.

Время: 10 минут.

Описание упражнения. По считалке или другим случайным образом 2-4 человека из группы назначаются «вампирами». Затем ведущий объясняет правила игры. «Вампиры» должны взяться за руки цепочкой. Их задача –замыкать цепочку в кольцо вокруг других игроков («людей»). Когда кто-нибудь из «людей» оказывается в кольце «вампиров», он сам становится «вампиром» и присоединяется к охоте на других «людей». Задача игроков – остаться «людьми». Если в начале игры «людей» слишком мало и есть опасность, что все они быстро превратятся в «вампиров», можно добавить в игру 2-3 чеснока (вместо чеснока можно использовать теннисные мячи или мягкие предметы) и объяснить, что «вампиры» должны убегать от того, у кого в руках чеснок (по легенде, вампиры боятся чеснока). «Люди» могут перебрасывать чеснок друг другу в трудной ситуации. 

Рефлексия:

помогло ли вам взбодриться данное упражнение?


Дискуссия «Что такое наркотики и психоактивные вещества»

Цель: повышение информационной осознанности о проблеме наркотиков и психоактивных веществ.

Время: 10 минут.

Описание упражнения. Следует сосредоточить внимание класса не на перечислении наркотиков, а на описании их общих свойств: способности изменять настроение, вызывать зависимость, приносить вред здоровью, противозаконности и т.д. Правильные ответы учеников лучше записывать на доске, чтобы они были хорошо видны всем: «Наркотики – вещества, оказывающие особое специфическое воздействие на мозг, отличающееся потенциалом зависимости. Наркотики отвечают трем критериям: социальный, юридический и медицинский». Ведущий: «Теперь совершенно ясно, что наркотики обладают различными свойствами».

Разъяснение понятий «наркотики» и «психоактивные вещества». Специальные международные и национальные организации составляют официальные перечни наркотиков. На международном уровне перечни наркотиков содержатся в специальных конвенциях ООН, в Республике Беларусь все наркотические средства и психоактивные вещества включены в перечень, утвержденный правительством. 

Ведущий: «Гашиш и марихуана, а также другие продукты из конопли внесены в перечень наркотиков. А вот алкоголь и табак не внесены. Чем же тогда они являются? Их называют «психоактивные вещества». Это такие вещества, после приема которых, меняется настроение человека или его способность чувствовать и понимать окружающий мир или самого себя».

Кроме алкоголя и табака существуют еще и специальные медицинские лекарства: успокаивающие, обезболивающие, повышающие настроение (антидепрессанты) и др. Наконец, некоторые подростки вдыхают пары клея «Момент» или бензина (хотя эти вещества не считаются наркотиками и производятся вовсе не для этих целей). Клей «Момент», бензин и растворители также относятся к токсическим веществам.

Рефлексия:

узнали вы что-то новое о наркотических веществах?

была ли новая информация полезной для вас?


Обсуждениие «Что заставляет ребят пробовать наркотики и другие психоактивные вещества?»

Цель: повышение осознанности в проблеме потребления наркотических и психоактивных веществ.

Время: 10 минут.

Описание упражнения. Какие причины могут подталкивать ребят попробовать наркотики или другие психоактивные вещества? Давайте попробуем представить их себе.

На дискуссию по этим вопросам не следует затрачивать много времени, достаточно лишь быстро опросить учеников. Если никто из них не захочет ничего говорить, можно сразу же переходить к формулировке причин:

некоторым интересно, какие при этом возникают ощущения;

другие хотят быть похожи на старших;

кто-то не хочет курить, но отказаться в компании неудобно;

может быть, кто-нибудь хочет понравиться тем друзьям, кто уже курит или выпивает;

некоторые это делают назло своим близким - из-за обиды или просто, чтобы показать свою независимость;

крайне редко, практически в единичных случаях, ребята принимают психоактивные вещества, надеясь, что они дадут облегчение в горе, в обиде.

На самом деле в этом последнем случае алкоголь или наркотики дают только временное облегчение, оно быстро проходит, и тогда приходится выбирать – или продолжать употреблять их, рискуя стать зависимым, или терпеть душевную боль, пережить ее и стать сильнее. Могут быть и некоторые другие причины, но перечисленные встречаются чаще всего.

В общем, причины разные, однако все время выпивать или курить в одиночку, как правило, никто не имеет желания и даже не думает об этом. Но как-то само собой получается, что, собравшись все вместе, люди решают выпить или закурить.

Употребление наркотиков вначале тоже происходит похожим образом. Большинство людей понимают, что это опасно, и избегают их, однако в компании, когда друзья употребляют, велик соблазн попробовать. Следует помнить: употребление наркотиков - это табу. Сделав это, вы преступаете закон. И беда в том, что это быстро превращается в привычку, а потом – в зависимость от наркотиков.

Несмотря на то, что в компании может быть весело, модно и даже престижно выпить или закурить, тем не менее, как вы знаете, это вредно и опасно. От табака, от алкоголя также наступит зависимость. Единственный способ не стать зависимым от психоактивных веществ - не принимать их ни в каких ситуациях: ни в одиночку, ни с друзьями, ни по предложению старших ребят, перед которыми не хочется выглядеть «хилым».

Рефлексия:

узнали вы что-то новое о наркотических веществах?

была ли новая информация полезной для вас?



Упражнение «Отработка отказа от нежелательного действия»

Цель:  знакомство с приемами, алгоритмом и видами отказа.

Время: 10 минут.

Описание упражнения. Понятно, что в реальной жизни не так-то просто принять решение. Сказать «да» – может означать сделать хуже себе. Сказать «нет» - чувствовать себя виноватым, быть высмеянным и потерять друзей. Так как же сказать «нет» не потеряв друзей? Давайте познакомимся с приемами отказа:

Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

«Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?

Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов, на танцы или еще что-нибудь придумать)

«Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз...

«Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).

Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.

Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, «поймают», «случится белая горячка», «заболеем гепатитом» и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь «страшные последствия» самому (например, «зубы посинеют», «оглохнем» и т.д.).

Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.

Для этого существует множество алгоритмов:

Отказ  (Говорите «Нет, спасибо», «Нет, нет, нет», «Нет, я ухожу», «Нет, не могу», «Нет, мне не нужны деньги») + аргумент («Нет, спасибо, от вина (наркотиков) люди перестают соображать и совершают глупые поступки», «Нет, сейчас это не модно», «Нет, спасибо мне сейчас нужно идти на тренировку», «Нет, спасибо, от вина у меня болит голова» и т.д.) + встречное предложение («Нет, спасибо, сейчас это не модно, давай лучше поиграем в футбол», «Нет, пойдем лучше ко мне, у меня есть новый фильм» и т.д.)

Примеры отказа:

Отказ-соглашение: «…спасибо, но мне так неудобно вас затруднять».

Отказ-обещание: «Пойдём завтра в кино», - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике»

Отказ-альтернатива: «Пойдём завтра в спортзал», - «Давай лучше погуляем по посёлку»

Отказ-отрицание: «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды»

Отказ-конфликт: «Ещё чего! Сам топай!»

А сейчас, давайте попробуем потренироваться в отработке навыков отказа и противостояния групповому давлению.

Рефлексия:

будете ли вы пользоваться данными приемами?

была ли новая информация полезной для вас?


Подведение итогов

Ребята, спасибо за вашу работу сегодня. Уверен, что вы стали более грамотными в вопросах наркотиков и психоактивных веществ, а также научились отказывать в случаях, когда вам предлагают попробовать подобные вещества. Что вы вынесли для себя из этого занятия? С каким настроением вы уходите?


 
 
Интернет-портал
Президента
Республики Беларусь

Национальный правовой
интернет-портал
 





Гомельский городской
 исполнительный комитет



 
  

 

 
      
Управление образования 
Гомельского городского
исполнительного комитета

     
 





        

  
 

               
Белорусская государственная
орденов Октябрьской Революции
и Трудового Красного Знамени
сельскохозяйственная академия
 



Факультет довузовской подготовки
 УО"Гомельский государственный
технический университет им.П.О.Сухого"








БЕЛАРУСЬ БИБЛИОТЕЧНАЯ
 

Создание сайтов в Гомеле.