ул. Жукова, 46а, 246036, г. Гомель
тел. 35-90-28
sovroo-sch43@sovroo.gorodgomel.by
«Шаг навстречу друг другу тех, кто учит, и тех, кто учится»
Школьная служба медиации Школа – это важное связующие звено от детского возраста к молодости и зрелости, от того, как научатся дети общаться друг с другом и представителями других поколений зависит, как они смогут общаться, став взрослыми. В нашей школе создана ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ (ШСМ), целью которой является урегулирование школьных конфликтов, формирование навыков взаимопонимания и коммуникации в школе, распространение цивилизованных форм разрешения конфликтов среди учащихся, родителей и педагогов, повышение уровня правосознания всех участников образовательного процесса. О медиации Понятие
«медиация» постепенно, но уверенно входит в нашу
жизнь. Во всем мире медиация уже является одной из самых популярных форм
урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 85% всех
процедур медиации успешны. 5% — 10% участников процедуры приходят к полному или
к частичному соглашению в течение короткого времени после процедуры медиации. Конфликт,
спор… Наверняка каждый из нас сталкивается с конфликтами в своей жизни и знает,
как иногда сложно найти решение, которое могло бы стать «хорошим» для всех. Получить эффективный
результат выхода из конфликта возможно с помощью медиации. Медиация
– переговоры между конфликтующими сторонами с участием медиатора для поиска
решения, удовлетворяющего обе стороны. Медиатор
– посредник, нейтральная и беспристрастная сторона. Медиация
имеет целый ряд плюсов. Самым главным плюсом является то, что разрешение спора
достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной
основе так, чтобы все интересы сторон могли бы быть удовлетворены. Медиация
может быть применена при разрешении конфликтов в различных сферах: в семье, в
трудовых и гражданских отношениях, в сфере образования. Особое
место занимает школьная медиация, которая активно развивается в школах
Республики Беларусь, где в роли посредников выступают сами школьники. Учителя и
психологи стараются в детские споры не вмешиваться и ориентируют юных
медиаторов на самостоятельность. На помощь они приходят лишь в сложных
ситуациях или, когда конфликт возникает между взрослыми (учителями, родителями,
администрацией). Очень
важно, чтобы в разрешении споров были задействованы и сами дети, чтобы их учили
медиации. В противном случае медиация конфликтующим школьникам попросту будет
не интересна. Школьники-медиаторы,
прошедшие специальное обучение, помогают как одноклассникам, так и другим
учащимся помириться, найти выход из любой конфликтной ситуации, сложившейся в
школе. Школьный
медиатор в процессе приватного разговора с обеими сторонами, должен выявить
настоящие мотивы конфликта и помочь выработать совместное решение, отражающее
интересы всех. Медиатор подводит конфликтующие стороны к тому, чтобы они
высказали свои эмоции и чувства. Как правило, проанализировав свои действия,
высказанные обидные слова, ребята понимают, что были не правы. И медиатор
предлагает высказать каждому свое видение решения этого конфликта. Затем из
максимального количества вариантов примирения стороны выбирают те, которые для
них наиболее приемлемы. Безусловно,
что обучение школьников медиации – важно и нужно. Обучаясь разрешать конфликты
с помощью медиации, дети учатся уважать себя, ценить других, в них
воспитывается ответственное отношение к своим поступкам. Медиация в школе
поможет стать доброжелательней, слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение и быть ответственными за принятые
решения.
Медиация учит их умению занимать активную жизненную позицию. И всему этому самое время учиться в школе!!! Алгоритм работы школьной службы медиации Ведение документации 1. Руководитель службы ведет журнал учета примирительных встреч, где фиксируется дата, кратко описывается конфликт, указываются имена учащихся-медиаторов, отмечается, достигли ли примирения конфликтующие стороны. 2. По окончании наиболее серьезных конфликтов учащимися заключается примирительный договор (они подписывают формуляр соглашения, в котором четко указывается, чего достигли стороны). 3. Администрация школы совместно с руководителем службы, учащимися-медиаторами принимают решение о времени проведения медиативных встреч. Учащиеся-медиаторы приглашают конфликтующих учащихся на примирительные встречи по вторникам и четвергам после уроков (согласно школьному расписанию). 4. При необходимости (острый конфликт, требующий немедленного вмешательства) медиативные встречи проводятся в тот же день с небольшим интервалом времени после произошедшего конфликта. 5. При желании родителей, классного руководителя, одноклассников медиация проводится по договоренности руководителя службы, учащихся-медиаторов и стороны, которая обратилась с просьбой. 6. Взаимодействие с ИДН и педсоветом 6.1. администрация школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом ШСМ; 6.2. администрация школы содействует ШСМ в налаживании взаимодействия с социальными службами (ИДН); 6.3. в сложных ситуациях в процесс урегулирования конфликтов косвенно вмешиваются организации, ответственные за дела несовершеннолетних (могут дать совет, понаблюдать за ситуацией). 7. Организация рекламы 7.1. команда ШСМ (руководитель службы, учащиеся-медиаторы) создает, изготавливает и распространяет в пределах школы визитные карточки ШСМ; 7.2. ознакомление с технологией, проведением и применением медиации проходит на семинарах для педагогов школы, родительских собраниях, классных часах для учащихся. Педагоги и служба примирения ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ
МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕДАГОГАМ Появляется возможность конструктивно управлять школьными
конфликтами. Конфликты используются в качестве воспитательной функции, которая
при правильной организации может помочь развитию учащихся. Происходит восстановление душевного равновесия в школе. Приобретаются новые знания и практические навыки в области
примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие
методов и форм гражданского образования и воспитания, социализации учащихся. Осваиваются новые педагогические инструменты для разрешения
трудных ситуаций и конфликтов. Происходит освоение восстановительного подхода для поддержания
порядка в детской среде. Укрепляется роль школьного самоуправления. Алгоритм работы школьной службы медиации
Ведение документации
1. Руководитель службы ведет журнал учета примирительных встреч, где фиксируется дата, кратко описывается конфликт, указываются имена учащихся-медиаторов, отмечается, достигли ли примирения конфликтующие стороны.
2. По окончании наиболее серьезных конфликтов учащимися заключается примирительный договор (они подписывают формуляр соглашения, в котором четко указывается, чего достигли стороны).
3. Администрация школы совместно с руководителем службы, учащимися-медиаторами принимают решение о времени проведения медиативных встреч. Учащиеся-медиаторы приглашают конфликтующих учащихся на примирительные встречи по вторникам и четвергам после уроков (согласно школьному расписанию).
4. При необходимости (острый конфликт, требующий немедленного вмешательства) медиативные встречи проводятся в тот же день с небольшим интервалом времени после произошедшего конфликта.
5. При желании родителей, классного руководителя, одноклассников медиация проводится по договоренности руководителя службы, учащихся-медиаторов и стороны, которая обратилась с просьбой.
6. Взаимодействие с ИДН и педсоветом
6.1. администрация школы обеспечивает невмешательство должностных лиц школы в процесс урегулирования конфликта на период работы с этим конфликтом ШСМ;
6.2. администрация школы содействует ШСМ в налаживании взаимодействия с социальными службами (ИДН);
6.3. в сложных ситуациях в процесс урегулирования конфликтов косвенно вмешиваются организации, ответственные за дела несовершеннолетних (могут дать совет, понаблюдать за ситуацией).
7. Организация рекламы
7.1. команда ШСМ (руководитель службы, учащиеся-медиаторы) создает, изготавливает и распространяет в пределах школы визитные карточки ШСМ;
7.2. ознакомление с технологией, проведением и применением медиации проходит на семинарах для педагогов школы, родительских собраниях, классных часах для учащихся.
Родители и служба примирения ЧЕМ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛЯМ Родители могут обратиться в службу в случае конфликта со своими детьми, чтобы лучше понять их и уметь договориться с ними (в случае конфликта ребенка и взрослого при проведении медиации обязательно участие взрослого медиатора). Родители могут обратиться в службу в случае конфликта с учителем. Родители и родительский комитет могут обратиться в службу по поводу конфликтов с администрацией. Родители могут освоить навыки восстановительного способа разрешения конфликтов и использовать их в соответствующих ситуациях. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Родителям, в первую очередь, надо поддерживать своих детей в их стремлении научиться разрешать конфликты конструктивным способом; могут поддерживать положительные изменения в детях после медиации, в классе и школе в результате деятельности службы примирения. Презентация о школьной службе медиации |
Информация о проведении |
Интернет-портал Президента Республики Беларусь | Национальный правовой интернет-портал | | Гомельский городской исполнительный комитет | |||||||
| Управление образования Гомельского городского исполнительного комитета |
БЕЛАРУСЬ БИБЛИОТЕЧНАЯ |